Способы развития у детей
Чтобы развить фантазию и воображение у ребенка, применяют такие методы, как рисование, лепка, оригами, аппликация. Для рисования выбирают определенную (пейзаж, натюрморт, животное) или свободную тему. Во втором случае происходит визуализация образов, созданных в сознании ребенка. Техника рисования без кисточки способствует развитию фантазии. Вместо кисти используют губку, перо птицы, деревянную палочку.
Театрализованные игры – пример способа тренировки воображения. Для начала можно предложить группе детей разыграть готовый сценарий. Затем сюжет становится результатом коллективной творческой деятельности. Каждый участник сценки придумывает себе монологи, манеру поведения, совершает поступки и действия, подстраиваясь под игру других персонажей. Упражнения на развитие фантазии включают сборку конструкторов и составление икебаны.
Применение таких исходных материалов, как кубики или песок, безгранично расширяет возможности для творчества, реализации разноплановых идей. Занятия, развивающие творческие способности, включают постановку задач, где требуется проявить сообразительность. Например, украсить торт с учетом характера торжества, расставить игрушки в комнате, следуя определенному принципу (мягкие и корпусные, животные и конструкторы, большие и маленькие). Другие методы:
- Совместное рассказывание историй. Взрослый начинает рассказ, ребенок продолжает. На протяжении повествования рассказчики меняются несколько раз.
- Создание предметов декора из природных материалов (листья, шишки, ветки деревьев).
- Изготовление фотоколлажей. Из старых фотографий формируют новые сюжеты, образы с использованием цветной бумаги, вырезок из журналов.
- Трансформация коробки. Большая картонная коробка благодаря усилиям ребенка превращается в гараж, дом, класс школы, больницу, космический корабль.
- Игра в превращение. Предложите ребенку представить, что он превратился в птицу, животное, сказочного персонажа. Нужно показать, как двигается, что делает выбранный прототип.
Упражнения, которые улучшают умение фантазировать, связаны с придумыванием историй. Предложите ребенку интересную тему и услышите рассказ с захватывающим сюжетом. Например, попросите ребенка представить, что он оказался один на острове, предложите рассказать, что он предпримет в такой ситуации. Другие варианты темы – ребенок стал великаном или гномом.
Воображение – способность, присущая каждому человеку. Ее можно улучшить, чтобы добиваться успеха в разных сферах жизни. Чтобы развить фантазию, регулярно делают упражнения.
Просмотров: 40
Как развивать фантазию и воображение у взрослых: способы
Итак, о развитии воображения у взрослых мы говорим, скорее, когда задатки уже есть, но они не реализованы. Поэтому и возникает такое желание — развить фантазию. Любое человеческое желание всегда обеспечено способностями для его реализации, только если оно не навязано извне. Вот почему развитие воображения у взрослых связано с раскрытием навыка создавать образы, а не созданием такой способности с нуля. Речь идет об обычной ежедневной тренировке, выработке привычки визуализировать или создавать новые идеи.
Упражнений для развития воображения множество, как для ребенка, так и для взрослого. Многие и упражнениями назвать сложно. Иногда они становятся просто приятным хобби, возможностью побывать в другом, воображаемом мире. К ним относятся:
-
Чтение художественной литературы. Читая текст, человек дорисовывает в своей голове происходящее, видит «картинки». Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» предлагает изучать художественную литературу в художественных школах, а на вступительных экзаменах в вузы обязательно проверять уровень ее знания, потому что чтение дает широту мышления и возможность создавать образы.
-
Игры. Дети с удовольствием играют, представляя себя тем или иным героем, создавая происходящее в своем воображении. Игры нужно поощрять, с ребенком нужно играть. Взрослым игры тоже нужны. Например, столь популярные сейчас квесты, которые заставляют находить нестандартные решения в разных ситуациях. Обладателям звукового вектора будет интересна игра Буриме, или рифмованные концы, в которой нужно сочинять четверостишия на заданную тему. Поиск рифмы заставляет мозг напрягаться непривычным образом.
-
Визуализация. Ее тоже можно превратить в игру. Например, видеть в облаках, корягах, рисунке на ковре неожиданный образ. Есть игра Друдлы, когда в абстрактных изображениях нужно отыскать какой-то образ. Главное — чтобы он был оригинальным. Эта игра развивает образное мышление и креативное воображение.
-
Мечты. Мечтание — это не пустое времяпрепровождение. Пока вы мечтаете, вы можете визуализировать, искать новые идеи, в какой-то мере определять свое будущее. Мечты вдохновляют, на них легко концентрируешься, и на этом естественном интересе могут родиться вполне реальные действия.
-
Искусство. Занятие рисованием, вышиванием, шитьем кукол, любым видом творчества улучшает способность фантазировать. Можно рисовать с натуры или разрешить себе полет фантазии. Полезно посещать художественные выставки, читать литературу об искусстве. И смотреть, смотреть, смотреть. Напитываться образами, создавая базу для рождения новой идеи.
-
Музыка. Это выражение чувственной составляющей звукового вектора. Музыка возникла как попытка передать абстрактные смыслы, которые нельзя описать словами. В ней заложен сильный чувственный заряд, который способен родить настроение, а вместе с ним образ и идею. Слушайте музыку и вдохновляйтесь ею.
-
Новые впечатления. Это пища для эмоций и фантазий. Открытие чего-то нового, получение необычного опыта расширяет кругозор, делает человека более смелым.
-
Наблюдение за людьми. Для писателя наблюдение за окружающими — основа художественного творчества, пища для размышлений, поиск сценария, который впоследствии ложится в основу произведения. Из деталей повседневной жизни рождаются новые миры, одновременно похожие и непохожие на свой прототип.
Виды и функции воображения ребенка
В психологии различают познавательное и эмоциональное детское воображение. Эмоциональное направлено на регуляцию испытываемых чувств и становление личностного Я, а познавательное способствует пониманию окружающей действительности. Оба вида в младшем дошкольном возрасте задействуются непроизвольно. Только к 6 годам ребенок научается преднамеренно придумывать замысел, чтобы последовательно его реализовать.
Непроизвольное
Взрослые нередко поражаются свободным детским выдумкам и озадачиваются, почему ребенок не может или не хочет пофантазировать на заданную тему. Но до 5 лет причины исключительно объективные – младший дошкольник еще не умеет управлять своим воображением.
Непроизвольное воображение характеризуется тем, что замысел возникает стихийно и связан с предметами, историями или происшествиями, которые ребенка удивили и взволновали. Это может быть сказочный сюжет или герой из мультфильма, яркая игрушка или необычное событие.
Воображение как будто ведет мысли ребенка за собой, подсказывая ему идеи для создания образа. Его главная особенность в младшем дошкольном возрасте – отсутствие контроля над процессом.
Произвольное
Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным. Часто спусковым механизмом выступает поставленная задача: например, выполнение действий своего героя в ролевых играх. Чтобы изобразить ковбоя, космонавта или Мальвину, фантазии приходится работать в полную силу – ведь роль необходимо отобразить как можно точнее.
Не стоит ждать, когда у дошкольника пробудится умение целенаправленно подключать воображение. Задача взрослого — стимулировать ребенка к придумыванию образов
Можно вместе вспомнить и обсудить детское произведение, обратить внимание на отдельных персонажей, рассмотреть варианты создания образа
В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:
- Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
- Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
- Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.
Познавательная функция
Воображение выполняет две важнейшие функции. Познавательная обеспечивает устранение «белых пятен». В сознании ребенка уже сложилось некое представление об окружающем мире, но многие пробелы пока не заполнены. Способность оперировать образами «заполняет» эти пятна, помогает получить неизведанные еще впечатления.
Кроме того, воображение помогает объяснить смысл действий человека, если в силу возраста малыш не понимает, почему кто-то плачет, смеется или делает нечто непонятное.
Чем старше дошкольник, тем больше он учитывает природные закономерности в своих фантазиях
Ему важно придумывать образы, в которых наряду с фантастическими качествами присутствовали бы реальные характеристики
Аффективная функция
Аффективная функция воображения дошкольника направлена на отстаивание и защиту собственного Я. Взаимосвязь тревожности и воображения помогает избежать травмы.
Эмоциональная зацикленность на определенных переживаниях неосознанно подталкивает ребенка к моделированию значимой для него ситуации одним из известных ему способов:
1.Многократно проигрывается воздействие или ситуация, негативно сказавшиеся на психике. Многочисленные повторения помогают отстраниться от самого события и превратиться из участника в наблюдателя.
2.При необходимости самоутвердиться ребенок создает ситуации, в которых он чувствует себя героем. Он ставит себя на место многочисленных супергероев и спасает миры, ощущая ловкость, смелость и могущество. Частые повторения ситуаций с победами и успехами помогают дошкольнику повысить самооценку.
Дополнительные советы
Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.
Советы:
- Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
- Заниматься саморазвитием;
- Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
- Искать новое вдохновение;
- Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
- Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
- Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
- Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
- Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
- Иногда использовать одну руку вместо другой;
- Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
- Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
- Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
- Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
- Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
- Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.
Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.
Игры на воображение для младших школьников 7–10 лет
Игры на творческое мышление и развитие целостного восприятия:
-
«Приключения волшебной кляксы». Нанесите на чистый альбомный лист большую каплю краски или несколько капель разного цвета. Затем согните лист пополам и проведите по нему руками. Разверните и попробуйте с ребёнком угадать, что получилось, на что похожа клякса. Дорисуйте.
-
«В гости к первобытному племени». Рассказать ребёнку о том, что он попал на дикий остров и там встретил племя аборигенов. И так как у этих людей нет своего языка, предложить малышу придумать его. Нужно создать несколько слов. Для создания языка дать в распоряжение ребёнка буквы: М, Н, О, Ф, И, У, Т, К, Ы, Л, Е, Ш, В, Э, Г, А, Д, Я.
С помощью этих букв нужно «перевести» следующие слова: Привет, Пока, Имя, Я, Ты, Твой, Радость, Путешествие, Ехать, Много Дарить, Подарки, Гости. Как только слова придуманы, можно начинать диалог с дикарями. Сначала ребёнок должен сказать им приветствие таким образом: «Привет! Я Дима (имя ребёнка)». Затем рассказать о себе:
«Я много путешествовал. Я рад тебе. Я дарю тебе подарок. Ты приезжай ко мне в гости».
Далее малыш может придумать любую другую фразу, которую он бы хотел « сказать туземцам». Если слов не хватает, можно создать новые — главное, использовать только данные буквы.
В конце «беседы» ребёнка обязательно нужно похвалить за труды:
– Молодец! Теперь ты сможешь найти общий язык с любыми туземцами!
-
Игра в вопросы. Напишите на бумаге пары слов:
КУКЛА — МОРОЖЕНОЕ
СОРОКА — ВЕЛОСИПЕД
СПИЧКА — МОРЕ
ПОМИДОР — ТОПОР
ТРАМВАЙ — БАБУШКА
ПОДУШКА — ЖЕЛЕЗО. Предложите малышу сформировать из них вопрос. Например, пара «крот — книга». «Крот нашёл книгу. Как он будет ее читать?»
Таким образом, воображение можно и нужно тренировать. Такие особые игры не только усиливают умственные и эмоциональные способности ребёнка, но и укрепляют его связь с родителем. Ведь для малыша это в первую очередь общение с любящими и любимыми. А это отличный старт для становления развитой и цельной личности.
Игры
Вот несколько упражнений, которые выполняют в форме игры:
- Прийти в кафе, занять свободный столик. Понаблюдать за кем-то из посетителей, постараться представить себя на его месте: кто он по профессии, чем любит заниматься, каково его семейное положение.
- Нарисовать на бумаге несколько точек в произвольном порядке и постараться соединить их в какую-либо осмысленную фигуру или предмет.
- Поиграть в буриме – это литературная игра, смысл которой заключается в сочинении юмористических стихов на заданную рифму.
- Собрать что-то из обычного детского конструктора.
- Придумать для простых предметов новое название, отображающее его основную функцию. Например, клавиатура – буквопечататель.
Игры
Первым методом, с помощью которого получится натренировать фантазию с воображением, являются игры. Они отлично подойдут взрослым или детям любого возраста. Большим плюсом таких тренировок станет возможность весело провести время и развить образную память.
Развивать фантазию можно следующими играми:
Применение предметов. Задачей участников является поочередное придумывание новых вариантов применения тех или иных вещей
Важно, чтобы они были необычными, но достаточно логичными. В игре может участвовать от 2 до 10 человек, она хорошо подходит для проведения семейного вечера.
Рисование фигур
Игра начинается с того, что первый участник рисует любую фигуру, а все остальные по очереди дорисовывают к ней различные закорючки, создавая законченное изображение. Продолжать можно до полного заполнения листа, но желательно приводить картину в логический вид.
Вопросы. В игре принимают участие только 2 человека. Лучше всего она подходит для развития детей дошкольного возраста. Родитель должен задавать ребенку неожиданные вопросы. Например, «что, если бы у тебя были деньги» или «как бы ты выбрался из леса». Такие вопросы стимулируют пространственное воображение и логическое мышление.
Воображаемый друг. Практически каждый ребенок придумывал себе воображаемого друга, с которым общался, играл и даже ссорился. Это помогало отвлечься от скуки, а также почувствовать себя более социальным. Такая простая игра отлично подойдет даже для взрослых. Нужно просто воображать несуществующего друга, а потом с ним общаться, советоваться или обсуждать разные события.
Кто, с кем, где, когда. Сутью игры являются вопросы, аналогичные ее названию. Все их нужно поочередно обдумывать каждому участнику. В процессе берется лист, на котором каждый отвечает на свой вопрос, а потом загибает свою надпись. Когда все напишут придуманные слова, нужно вслух зачитать получившееся предложение. Игра может подойти для людей любого возраста.
Кукольный театр. Многие дети очень любят театральные постановки, представленные в игровой форме. Из этого увлечения можно получить большую пользу. Достаточно лишь дать детям возможность лично создавать все сценки. Зрителями в такой игре могут выступать сами родители.
Игры со словами. Очень простая игра, суть которой заключается в составлении разных предложений. От участников требуется придумать необычные предложения, включив в них три изначально заданных слова. После этого все должны зачитать их вслух.
Играть можно каждый день, но такие тренировки следует дополнять другими методами воздействия на фантазию. Чем больше заниматься, тем лучше будет эффект.
В словаре Ефремовой
Ударение: фантази́ровать несов. неперех.
- Предаваться фантазиям (1,; мечтать.
- Воображать, выдумывать что-л., не соответствующее действительности.
- Импровизировать.
Эффективные способы развития воображения у взрослых
На самом деле развить воображение не слишком сложно даже для взрослых людей. Далее будут перечислены различные техники и способы, которые помогут справиться с проблемой отсутствия активного воображения.
Главным условием успеха этих упражнений является открытость к экспериментам и отсутствие стеснения. Самые простые из них выполняются лишь в вашей голове, а значит, бояться ошибок не стоит – их никто не увидит. А те способы, которые предполагают взаимодействие с другими людьми, помогут вам не только развить воображение, но и весело провести время.
1. Активизируем «воображалку» с помощью визуализации
Пожалуй, визуализация является самым простым способом активизировать работу воображения и развить его. Суть этого упражнения заключается в детальном мысленном воспроизведении определенного предмета, места, действия.
Начинать нужно с малого: попробуйте внимательно рассмотреть лежащий на столе предмет, а затем закрыть глаза и представить его. Это может быть что угодно, например, книга или телефон.
2. Развиваем воображение, читая книги
Визуализация событий из книг тесно связана с предыдущим способом. Только здесь задача стоит сложнее – нужно удерживать в голове множество персонажей, образов, заставлять их двигаться и взаимодействовать. Постарайтесь не просто вчитываться в буквы и слова, усваивая определенную информацию, а генерировать целостную картинку.
Со временем чтение книг станет таким же увлекательным занятием, как просмотр фильмов… А может даже лучше! Ведь, читая книгу, можно не ограничиваться фантазией режиссера, а давать волю своему собственному воображению, а заодно развить его.
3. Играем в ассоциации
Ассоциативное мышление развито у большинства взрослых людей. Уж что-что, а представить оранжевый цвет при слове «апельсин» получится у каждого. Играя в эту игру с коллективом, можно не только повеселиться, но и повысить навык воображения.
4. Придумываем котопса и прочих неведомых зверушек
Откуда взялись названия медоеду и долгоносику? Их кто-то придумал! Причем, самым простым способом. Раз животное питается медом, значит назвать его надо медоедом, а ту птичку с длинным клювом – долгоносом.
Несмотря на то, что придуманные вами названия вряд ли войдут в учебники биологии, это занятие может быть очень веселым и увлекательным. Комбинирование различных слов и придумывание из них новых отлично поможет развить воображение не только у детей, но и у взрослых.
5. Приобщаемся к искусству
На самом деле этим способом пользуются все творческие люди, чтобы развить в себе те или иные качества. Если вам не хватает идей, вдохновения или воображения, отправляйтесь в картинную галерею или на выставку, смотрите фильмы и мастер-классы.
Наблюдайте, как это делают другие. Иногда из маленьких кусочков и идей может родиться гениальный авторский концепт. А уж если вы периодически будете наблюдать за творчеством любимых авторов, то собственные идеи тоже не заставят себя долго ждать.
6. «Воображариум» в коробке
Помните губку Боба, у которого квадратные штаны? Любимым развлечением этого персонажа детского мультика было залезть в большую картонную коробку и играть с собственным воображением.
Вам залезать в коробку не обязательно, достаточно найти более-менее пустую комнату и представлять в ней самые. Позднее у вас получится представлять иную обстановку в совершенно любом месте!
7. Примыкаем к ролевикам
Одним из популярных развлечений сейчас являются настольные ролевые игры. Их суть заключается в управлении собственным персонажем согласно правилам игры. Все действия, эмоции и образы придумываются на ходу и проговариваются вслух.
Поначалу вы будете путаться и неумело выходить из заданных ситуаций, но как только начнете втягиваться, решения и идеи будут появляться в голове сами собой. Сюда же можно отнести так называемые квесты в реальности для взрослых и полевки – вместо описания действий персонажа, вы сами станете персонажем, а это в разы интереснее!
Ну что, уже появились идеи? Самое время начать их реализовывать! И не забудь поделиться этой статьей с друзьями – вдруг им тоже необходимо прокачать воображалку!
Но не только прокачивать нужно свое воображение, умение достигать и реализовывать свои идеи тоже очень важный навык. И сделать шаги в этом направлении можно посмотрев бесплатный мастер-класс «7 Столпов Великих Достижений»
Поделись статьей с другом:
Упражнения на развитие воображения
- Придумать название и описание картине. Для этого упражнения желательно пойти в музей современного изобразительного искусства или найти галерею художников-сюрреалистов в интернете. Главное условие – картина не должна быть реалистичной и очевидной по содержанию. Изучайте ее взглядом и записывайте, либо проговаривайте варианты названий и сюжета. Для этой тренировки хорошо подойдут картины Сальвадора Дали или Пабло Пикассо.
- Разгадывание визуальных загадок или друдлов. Это лаконичные изображения, которые можно трактовать по-разному, правильного ответа содержанию нет, все образы, которые создает ваше изображение будут верными и чем их больше, тем лучше.
- Придумывание биографии прохожим на улице или пассажирам в транспорте. Старайтесь, описывая жизнь человека, продумать как можно больше деталей: кто у него семья, какой институт он заканчивал, где работает и так далее.
- Буриме или коллективное сочинение стихов. Это не только веселая популярная игра, но и эффективное упражнения для развития творческого потенциала. Принцип игры: первый участник пишет на листке несколько рифмующихся строчек, заворачивает лист, так, чтобы было видно только последнюю строчку и передает следующему участнику, который на основании этой строчки так же придумывает стих, заворачивает лист и передает дальше. В конце лист разворачивается и, сочиненная общим трудом «поэма» зачитывается одним из игроков.
Чтобы результат получился интересным, лучше избегать банальных рифм, не использовать однокоренные слова и местоимения. Чем неожиданнее будет рифма – тем лучше. Можно играть в буриме заранее обговорив правила (например, размер стиха и содержание), а можно просто придумывать смешные стишки без определенной направленности.
- Крокодил. Эта всем известная игра для шумных компаний является идеальным тренажером для творческого воображения. Правила упражнения просты и всем знакомы – один участник сообщает другому на ухо слово (это может быть существительное, устойчивое сочетание, глагол или прилагательное, можно в начале установить правила, что, к примеру, используются только существительные или только глаголы) и тот должен только при помощи жестов объяснить это слово остальным участникам.
- Активити. Так же является не только упражнением, но и популярной игрой и имеет множество разновидностей. Классическим вариантом является набор карточек разной сложности, в которых игрокам нужно нарисовать, показать или описать словесно написанное на них слово.
Еще больше упражнений на развитие творческого воображения и фантазии можно найти на сайте: /brainapps.ru/allgames.