Различия между обратной связью и дебрифингом (по Тиму Расселу)
В книге Тим Рассела «Эффективная обратная связь» автор разделяет понятие обратной связи и дебрифинга. Он исходит из того, что в тренинге мы затрагиваем 4 аспекта: изучаем теорию, отрабатываем навыки, работаем с установками, а также помогаем вырабатывать суждения, которые влияют на способность принимать решения на основе изученного.
Обратная связь может быть применена для оценки правильности/неправильности знаний и навыков. Без нее невозможен прогресс, так как она дает информацию, что делать по-другому и какие ошибки допустил участник.
Дебрифинг может нам помочь при работе с установками и выработке суждений. Поскольку эта область не может быть оценена как правильная или неправильная, дебрифинг с помощью вопросов позволяет собрать разные мнения и расширить кругозор и рамки мышления учащихся.
Каждый человек имеет свой допустимый объем восприятия обратной связи. Учащихся можно разделить на 3 типа: «наперсток», «стакан», «ведро». По определенным сигналам (высказываниям участников, невербальным проявлениям и пр.) можно понять, с кем тренер имеет дело и в зависимости от этого принять решение, когда необходимо закончить давать обратную связь и перейти к дебрифингу.
Каждому участнику должно быть уделено равное время для обсуждения его работы. Однако время между обратной связью и дебрифингом может быть поделено неравномерно. Для «наперстка», например, акцент будет сделан на дебрифинг, так как объем восприятия возможной обратной связи у него меньше.
Если объем обратной связи достигает предела, критика перестает восприниматься и у участника тренинга включается защитная реакция.
Защитная реакция – важный элемент для сохранения самоуважения участника в глазах группы. И тренер должен с уважением и понимаем относиться к данной потребности любого учащегося.
Защитная реакция может быть трех типов: на первом этапе в качестве объяснения неудачи привлекаются внешние факторы (ограничение времени, видео-камера, присутствие наблюдателей и пр), на втором – ссылаются на нечеткие инструкции, нереалистичность ситуации, плохую организацию процесса, на третьем этапе — напрямую обвиняют тренера в непрофессионализме, становятся в оппозицию.
Чтобы не провоцировать участника переходить на следующую стадию защиты, нужно принять его объяснения и аккуратно перевести обратную связь в дебрифинг.
Дебрифинг позволяет сместить акцент с конкретного участника и обсуждения его успешности на дискуссию с группой об общих моментах по затронутой теме. В этом случае участник, получивший обратную связь, ощущает себя в большей безопасности и готов с большим энтузиазмом ее принять.
Дебрифинг в психологии
Специалисты в психологии часто используют дебрифинг в отношении участников, которые совместно присутствовали в какой-то катастрофе или происшествии. Как уже указывалось, беседа с участниками проводится не ранее 48 часов после случившегося, чтобы люди могли переноситься воспоминаниями в прошлое, нормально реагировать на него, включать логическое и аналитическое мышление.
Если же дебрифинг происходит спустя длительное время после случившегося, специалист может столкнуться с тем, что участники не смогут вспомнить деталей, начнут искажать факты, путаться в показаниях. Это естественно для психики человека, которая делает все, чтобы травмирующие воспоминания забывались или угнетались, искажались, сохраняя баланс. В таком случае применяются видеоролики, где продемонстрированы кадры о событии.
Человек хорошо себя чувствует, когда его чувства и переживания никто не высмеивает. Специалист создает именно такую обстановку, когда конфиденциальность и безопасность создают спокойные ощущения. При этом человеку становится лучше, когда он замечает у других подобные своим переживания. Если дебрифинг проводится в группе людей, с которыми произошли схожие события или они все были участниками одной катастрофы, тогда их переживания во многом перекликаются.
Человек чувствует поддержку и внутреннее расслабление за счет того, что его окружают люди, которые могут не только посочувствовать, но и сами переживают такие же эмоции, как и он.
Целью дебрифинга является снижение уровня стрессовых переживаний, которые возникли в неприятной ситуации. Снижается внутреннее напряжение, переживания и страдания. Это возможно через проработку впечатлений и чувств субъекта, восприятие другой точки зрения в отношении того, что случилось и в чем заключался смысл происходящего. Также здесь прорабатываются различные комплексы ненормальности, которые могли возникнуть у жертвы.
Конечно, рассматриваемая методика не способна гарантировать избавление человека от негативных последствий ситуации. Однако дебрифинг помогает максимально снизить последствия произошедшего, чтобы человек смог определиться с дальнейшими действиями. Зацикленность на собственных переживаниях зачастую не позволяет человеку увидеть, что с ним происходит. Дебрифинг словно отрезвляет, позволяя человеку сделать выбор.
Дебрифинг считается эффективным в различных стрессовых ситуациях, где психологическое напряжение являлось максимальным. Данной технике обучают специалистов, которые четко придерживаются процедуры.
Дебрифинг используется во многих областях, где человек может «застревать». Это обучение видения других решений, а не одного единственного. Это смена ролей, где люди ставят себя на места оппонентов, чтобы увидеть ситуацию с другой стороны.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Сущность психологического дебрифинга и его этапы
Определение 1
Психологический дебрифинг – это способ беседы с человеком, который пережил психологическую травму.
Целью психологического дебрифинга является предотвращение развития посттравматического стрессового расстройства и других негативных последствий.
Определение 2
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это расстройство, развивающееся у некоторых людей, которые пережили шокирующее, страшное или опасное событие.
Для человека естественно бояться во время и после травмирующей ситуации. Страх запускает многие процессы в организме, чтобы помочь защититься от опасности или избежать ее. Выбор «сражайся или беги» является типичной реакцией, предназначенной для защиты человека от вреда. После травмы почти каждый испытает ряд реакций, но большинство людей естественным образом избавляются от начальных симптомов. Те, кто продолжает испытывать проблемы, могут быть диагностированы как пациенты с ПТСР. Люди, страдающие ПТСР, могут испытывать стресс или страх, даже если им не угрожает опасность.
Большинство процедур психологического дебрифинга включают один сеанс, который может длиться от одного до трех часов, в дни, следующие сразу за травмирующим событием. Время и способ лечения зависят от квалификации персонала, проводящего психологический дебрифинг. Часто он проводится в группах.
Эффект дебрифинга, как правило, проявляется вскоре после его проведения, среднесрочный и долгосрочный эффект этого способа воздействия на реакцию на травму вызывает большие сомнения. Высказывается предположение, что психологический дебрифинг может мешать процессам естественного восстановления после травмирующего события. Это верно как для одной сессии, так и для нескольких сеансов. Однако по состоянию на 2017 год Американская психологическая ассоциация положительно оценила психологический дебрифинг, поскольку отсутствие поддержки (исследований и лечения) потенциально вредно.
Психологический дебрифинг — это не то же самое, что краткосрочная когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), назначаемая при остром стрессовом расстройстве, которая проводится приблизительно через 2 недели после травмы и длится от четырех до пяти сеансов.
Люди, пережившие катастрофические события, часто получают лечение, называемое психологическим дебрифингом, с целью предотвращения посттравматического стрессового расстройства. С ними проводится иинтервью (беседа), которое предназначено для того, чтобы люди могли непосредственно противостоять событию и делиться своими чувствами с консультантом. Это поможет им структурировать свои воспоминания о событии.
Иными словами, психологический дебрифинг — это программа вмешательства в кризисных ситуациях, которая используется для оказания первоначальной психологической помощи. Обычно он проводится на групповом сеансе в период между 24 и 72 часами после бедствия.
Смысл такого метода состоит в том, чтобы «рассказывать о том, что произошло», с чувством пересмотра или изучения опыта или действий с целью достижения порядка в голове и придания смысла в отношении того, о чем сообщалось. Это структурированный процесс, который также оценивает вклад различных участников в определение успеха или неудачи операции. Процессы могут включать получение объяснения, информации и ситуативных напоминаний о контексте, а также предоставление отчетов о показателях эффективности и возможностях дальнейшего изучения результатов исследования, расследования или оценки эффективности после завершения участия.
Этапы психологического дебрифинга
Каждый сеанс психологического дебрифинга состоит из семи этапов:
- установление правил;
- выявление фактов, чтобы установить, что произошло;
- обсуждение мыслей о том, что произошло; (
- обсуждение эмоций, связанных с тем, что произошло;
- выявление признаков и симптомов дистресса;
- изучение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и стратегий преодоления трудностей;
- повторное обсуждение любых других вопросов и предоставления любых дополнительных услуг
Цель этого типа опроса, как уже отмечалось ранее, состоит в том, чтобы не дать развиться ПТСР.
Дебрифинг стресса критических инцидентов
Цель ДСКИ — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие посттравматических стрессовых расстройств (см. Постравматическое стрессовое расстройство). Эта цель достигается путем обмена впечатлениями и эмоциями («вентиляции»); когнитивной организации опыта; уменьшения тревоги и напряженности; понимания универсального характера индивидуальных реакций, достигаемого в процессе интенсивного обмена чувствами в группе; мобилизации ресурсов для взаимной поддержки, усиления групповой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи.
ДСКИ проводится ведущим, который может иметь помощника. Процесс дебрифинга обычно включает 5-7 обязательных фаз, через которые проходит группа численностью до 8-12 человек.
А. Вводная: представление ведущего, разъяснение целей, задач и правил, снятие тревоги у участников по поводу необычности процедуры. Основными правилами, которых придерживаются как ведущие, так и участники, являются: а) не заставлять никого из группы говорить или обсуждать то, чего они не захотят; б) соблюдать конфиденциальность: то, что происходит или обсуждается в группе, предназначено только для группы и не выносится вовне; в) не допускать критических суждений в отношении другого: никто не должен рассматривать происходящее как «разбор» или «трибунал» — для них найдется другое место; г) каждый может говорить лишь о своих переживаниях, поступках (от первого лица), а не о чужих; д) участники предупреждаются о том, что могут вновь пережить отрицательные чувства, что естественно, т.к. речь идет о весьма болезненных вещах. Однако, задача ДСКИ как раз и состоит в том, чтобы научиться справляться с реальными негативными эмоциональными состояниями;
Б. Факты: каждый рассказывает о том, что происходило с ним: что он видел, где находился и что делал. Восстанавливается полная картина происшествия и хронология событий. Согласие относительно фактов способствует когнитивной организации опыта. Выражения эмоций на этой фазе допускать не следует.
В. Мысли, эмоции, чувства: ведущий просит перейти от описания событий к рассказу о внутренних психологических реакциях на них
Очень важно припомнить самые первые впечатления, пронесшиеся в голове мысли, импульсивные поступки и эмоциональные реакции. Несмотря на то, что рассказы могут приобретать весьма драматический характер, нельзя допускать, чтобы доминировали чувства кого-либо из участников
Каждый должен получить возможность высказаться и постараться выразить свои переживания.
Г. Симптомы: обсуждаются актуальные эмоциональные, когнитивные и соматические проявления ПТСР, отмечаемые участниками изменения в восприятии своего «Я» и поведении. Каждый участник получает возможность лучше разобраться в своем состоянии, отмечая и те симптомы, о которых, в силу различных причин, он не высказался.
Д. Образование (информирование): разъяснение участникам природы постстрессовых состояний как «нормальных реакций на экстремальную ситуацию»; обсуждение вариантов и способов преодоления имеющих место и возможных в будущем отрицательных психологических последствий.
Е. «Закрытие прошлого» и новое начало: подводится своеобразный итог под тем, что было пережито. Прошлое нельзя просто забыть, оно требует активного к себе отношения с тем, чтобы найти в себе силы для новой жизни. Ритуалы «закрытия прошлого» выработаны в культуре (поминовения, годовщины, посещения мест, связанных с событиями и пр.), однако они предполагают и собственное творческое участие: например, многие из переживших катастрофу посвящают себя тому, чтобы помочь избежать новых катастроф или уменьшить их последствия, используют свой опыт при оказании помощи, участвуют в деятельности добровольных спасательных бригад и т.п. Формально процедура ДСКИ завершается вопросами участников к ведущим, советами, как себя вести в будущем. Окончание ДСКИ всегда специально акцентируется («подводится черта»). Ведущий разъясняет, что в случаях, если состояние не улучшится в ближайшие шесть недель или начнет внезапно ухудшаться, если появятся затруднения при выполнении привычной работы или понизится работоспособность следует немедленно обратиться за помощью к специалисту.
Литература: Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992; Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях . — М., 1995.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко . 2003 .
источник
Дебрифинг стресса критических моментов
В 1983 году Д. Митчел разработал структуру дебрифинга стресса критических моментов. Она направлена на работу с людьми, которые участвовали в одной катастрофической ситуации. Не всегда это являются лица, случайно участвовавшие в ситуации. Порой речь идет о сотрудниках, чья работа связана с экстренными ситуациями.
Главной целью дебрифинга стресса критических моментов является снижение психологического напряжения, а также предотвращение развития ПТСР и его симптомов. Это становится возможным, когда дебрифинг проводится в группах, где люди делятся своими ощущениями и переживаниями, рассказывают о своем опыте, а также слушают других участников, которые пребывали в той же самой ситуации. Это помогает сплотиться, найти поддержку и понимание со стороны других людей. Сами участники начинают сострадать и анализировать более трезво ситуацию, которая каждым раскрывается в новом свете.
Дебрифинг проводится ведущим и его помощником. Этапы могут составлять от 5 до 7. Максимальное количество участников – до 12 человек.
Рассмотрим структуру дебрифинга:
- Проработка чувств:
- Вводная часть: знакомство, ознакомление с правилами.
- Фаза фактов: каждый участник излагает те факты, которые связаны с чрезвычайной ситуацией.
- Фаза мыслей: каждый участник делится своими переживаниями и суждениями, которые с ним происходили в тот или иной момент, когда он находился в ЧС.
- Фаза реагирования: каждый участник искренне делится своими чувствами, которые его охватывали в момент ЧС и после произошедшего.
- Обсуждение симптомов и получение поддержки:
- Фаза симптомов: участники говорят о тех симптомах, которые проявились у них после кризисной ситуации. Иногда они все выписываются на одном листе бумаге.
- Подготовительная фаза. Ведущий с помощником анализирует реакции участников.
- Активизация ресурсов, предоставление информации. Фаза реадаптации: идет обсуждение того, что может быть в будущем с симптомами участников. Что они могут предпринять, чтобы предотвратить негативное развитие событий?
В момент дебрифинга в комнате находятся только участники ЧС, ведущий и его помощники. Все остальные лица считаются лишними. Время проведения дебрифинга составляет около 2,5 часов без перерывов. Это делается потому, что за все время проводится глубокая проработка чувств и переживаний, что не требует разрыва.
Требования к ведущему:
- Навыки коллективной работы.
- Знакомство с проблемами, связанными с тревожностью, утратой, травмами.
- Уверенность в себе.
- Эмоциональная уравновешенность и умение контролировать личные эмоции.
Что такое многоуровневый дебрифинг?
Структура и масштабы данного психологического вмешательства могут изменяться в зависимости от глобальности происшествия. Если это техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые теракты, то применяется многоуровневый дебрифинг.
Первый уровень — это работа психологов, медиков, работников МЧС с пострадавшими.
Второй уровень — это работа психологов с теми специалистами, которые оказывали помощь на месте событий. Ведь работа в эпицентре — это сильная эмоциональная нагрузка.
Сценарий дебрифинга
Каждая беседа должна иметь сценарий, он будет дополнительной опорой для психолога, которому тоже приходится работать в экстремальных условиях.
Дебрифинг часто проводится в форме тренинга, когда участники садятся по кругу, но в данном случае предпочитают не оставлять пустого пространства в центре, ведь это не совсем привычная обстановка может восприниматься участниками как угроза. Чтобы сделать условия максимально комфортными, используют круглый стол.
Дебрифинг состоит из трех основных частей:
1. Репродукция случившегося.
2. Анализ симптомов и реакций.
3. Мобилизация психологического состояния здоровья.
Кроме того, весь процесс разделен на фазы:
- Знакомство. Как и в обычном тренинге, участники должны назвать имя и рассказать какую-то информацию о себе.
- Изложение фактов. На этом этапе пострадавшие повествуют, что именно им пришлось пережить. Как они поняли, что приближается беда, их дальнейшие действия.
- Фаза впечатлений. Участники делятся своими переживаниями, мыслями, эмоциями. Если разговор заходит в тупик, тренер обязан подогреть его вопросами: «Что вы думали о случившемся?», «Как вы оценивали ситуацию вокруг себя?»
- Фаза чувств. Самый длинный и важный этап. Многие пострадавшие испытывают не знакомые им ранее эмоции, отчего они кажутся дикими, странными, постыдными. Каждый считает, что такой переворот сознания происходит только с ним, но в ходе разговора понимает, что все переживают аналогичные чувства. Зарождается взаимоподдержка и эмоциональная связь. Этот ключевой момент дебрифинга зависит в первую очередь от тренера, который обязан подтолкнуть участников к искренности.
- Фаза симптомов. Ее можно не выделять как отдельную, часто она входит в предыдущую.
- Ведущий и его помощники (тоже психологи) должны обработать информацию о чувствах участников, дать наставление на будущее, рассказать о возможных психологических проявлениях.
- Обучение сглаживанию в будущем негативных психологических проявлений. На этом этапе есть возможность договориться еще об одной встрече.
Дебрифинг в психологии
Дебрифингом в психологии называют методику проведения бесед с людьми, которые совместно пережили трагическое событие или катастрофу. Он относится к мерам неотложной психологической помощи и должен проводиться непосредственно после того, как случилось событие. Оптимальным временем для проведения дебрифинга считается 48 часов после того, как случилось трагическое событие или стрессовая ситуация. Так как через 48 часов закончится период специфических реакций, а сами участники событий окажутся в состоянии, при котором возвращается возможность рефлексии и способность к самоанализу. В случае, когда пройдет достаточно много времени с момента события, воспоминания станут более туманными и расплывчатыми. Тогда используют видеофильмы или видеозаписи о происшедшем событии.
Процесс дебрифинга включает в себя реагирование в безопасных и конфиденциальных условиях. Данный процесс дает возможность разделить впечатления, чувства, реакции, которые связаны с событием, с другими участниками. Благодаря тому, что участники событий встречают у других людей похожие чувства и реакции, им становится легче пережить то, что произошло. Также снижается ощущение ненормальности и уникальности своих реакций, внутреннее напряжение. Люди получают в группе поддержку от других ее участников. Действия тренеров в таком процессе лежат в том, чтобы мобилизовать и сосредоточить внутренние резервы переживших трагедию, и в подготовке к появлению реакций или симптомов, связанных с посттравматическими стрессовыми симптомами или расстройствами.
Целью дебрифинга является минимизация любых психологических проявлений после перенесенного стресса. А общей целью коллективного обсуждения является снижение психологических переживаний, страданий и напряженности. Для того чтобы достигнуть данных целей необходимо: проработать впечатления, чувства и реакции, объяснить структуру и смысл событий, которые случились и реакции на них, минимизировать групповое и индивидуальное напряжение, снизить ощущение ненормальности и уникальности индивидуальных реакций.
Дебрифинг не может предохранить от всех последствий травмы или от их возможного проявления. Однако с его помощью можно препятствовать развитию таких последствий и их усилению. Данный процесс способен помочь понять причины состояния и осознать свои действия, которые следует предпринять для облегчения последствий. Поэтому одноразовая специфическая беседа считается и методом психологического антикризисного вмешательства, и профилактикой.
Также этот метод считается одной из наиболее распространенных процедур для проведения групповой профилактики профессиональных стрессов работников экстремального профиля (например, для сотрудников МЧС).
Для наиболее оптимального и эффективного снижения нежелательных последствий профессиональных стрессов нужно обязательное следование строгой процедуре этой специфической беседы.
Существуют и другие сферы применения дебрифинга. Так, например, дебрифинг в рекламе может применяться для того, чтобы предоставить возможность участникам обсудить и обдумать все преимущества и недостатки, потенциальные варианты решения таких задач, которые не подразумевают единственного правильного решения. Он широко используется в качестве способа обучения персонала в общем, а не только во время проведения социальных и психологических тренингов.
Также данный метод может использоваться и для оценивания эффективности и оптимальности обучения. Во время данной процедуры участники и ведущие тренинга меняются своими ролями. При этом возникает обратная связь, которая идет от участников к тем, кто ведет одноразовую специфическую беседу, а непосредственно темой дебрифинга является эффекты тренинга, процесс тренинга и его результат. Социальные и психологические тренинги представляют собой своеобразный диалог, при котором обратная связь имеет ключевое место.
Дебрифинг и развитие обратной связи заключается в равенстве психологических позиций всех участников процесса, установке на партнерство, принятии партнера по коммуникации, в инициировании работы по самопознанию, образовании нового понимания предмета коммуникации в качестве результата диалога.
Дебрифинг в психологии
Специалисты в психологии часто используют дебрифинг в отношении участников, которые совместно присутствовали в какой-то катастрофе или происшествии. Как уже указывалось, беседа с участниками проводится не ранее 48 часов после случившегося, чтобы люди могли переноситься воспоминаниями в прошлое, нормально реагировать на него, включать логическое и аналитическое мышление.
Если же дебрифинг происходит спустя длительное время после случившегося, специалист может столкнуться с тем, что участники не смогут вспомнить деталей, начнут искажать факты, путаться в показаниях. Это естественно для психики человека, которая делает все, чтобы травмирующие воспоминания забывались или угнетались, искажались, сохраняя баланс. В таком случае применяются видеоролики, где продемонстрированы кадры о событии.
Человек хорошо себя чувствует, когда его чувства и переживания никто не высмеивает. Специалист создает именно такую обстановку, когда конфиденциальность и безопасность создают спокойные ощущения. При этом человеку становится лучше, когда он замечает у других подобные своим переживания. Если дебрифинг проводится в группе людей, с которыми произошли схожие события или они все были участниками одной катастрофы, тогда их переживания во многом перекликаются.
Человек чувствует поддержку и внутреннее расслабление за счет того, что его окружают люди, которые могут не только посочувствовать, но и сами переживают такие же эмоции, как и он.
Целью дебрифинга является снижение уровня стрессовых переживаний, которые возникли в неприятной ситуации. Снижается внутреннее напряжение, переживания и страдания. Это возможно через проработку впечатлений и чувств субъекта, восприятие другой точки зрения в отношении того, что случилось и в чем заключался смысл происходящего. Также здесь прорабатываются различные комплексы ненормальности, которые могли возникнуть у жертвы.
Конечно, рассматриваемая методика не способна гарантировать избавление человека от негативных последствий ситуации. Однако дебрифинг помогает максимально снизить последствия произошедшего, чтобы человек смог определиться с дальнейшими действиями. Зацикленность на собственных переживаниях зачастую не позволяет человеку увидеть, что с ним происходит. Дебрифинг словно отрезвляет, позволяя человеку сделать выбор.
Дебрифинг считается эффективным в различных стрессовых ситуациях, где психологическое напряжение являлось максимальным. Данной технике обучают специалистов, которые четко придерживаются процедуры.
Дебрифинг используется во многих областях, где человек может «застревать». Это обучение видения других решений, а не одного единственного. Это смена ролей, где люди ставят себя на места оппонентов, чтобы увидеть ситуацию с другой стороны.
ПТСР
Посттравматическое стрессовое расстройство – тяжелое психическое состояние, причиной которого может послужить психотравмирующая ситуация.
Психическая травма может привести к пограничному состоянию. Стоит разделять психическую и психологическую травмы.
Психическая более глобальна, может иметь постоянный характер и передаваться по наследству. Психологическая – временная, человек после такой травмы относительно быстро восстанавливается, сохраняется адекватность и умение приспособиться во внешней среде.
Стрессовое расстройство характеризуется постоянным возвращением мысленно к травмирующему событию. В один из таких приступов могут возникнуть мысли о самоубийстве, так как душевные муки могут быть несовместимы с жизнью.
Пострадавший старается не возвращаться в те места, которые провоцируют воспоминания, не общаться с людьми, связанными с трагическими событиями, избегать любых разговоров на эту тему.
Первое время у человека появляется тревога, связанная с повторением событий, он постоянно находится в волнительном тонусе, что может спровоцировать соматические расстройства и болезни.
Для лечения ПТСР используют совокупность медикаментозных и психотерапевтических методов.
Суть аналитической беседы
Некоторые психологические исследования могут быть потенциально опасными для человека. Экспериментатор иногда использует техники, которые граничат с моралью. Испытуемый часто не информируется о многих нюансах исследований, дабы их показатели были максимально правдивы, естественны и объективны.
Так как психология – наука неосязаемая, кажется, что эксперименты с психикой – это баловство. На самом деле последствия могут быть невероятно фатальными и глобальными. Если медицинские опыты в случае провала имеют явные последствия, то психологические максимально латентны, скрыты.
Были случаи в экспериментальной психологии, когда мальчика воспитывали как девочку. Причиной стало якобы повреждение органа во время обрезания, на самом деле это был эксперимент Джона Мани, который хотел доказать, что гендерная принадлежность – это результат воспитания, а не природы.
В результате жизнь юноши-девушки была сломана, его брат-близнец находился в постоянной депрессии, родители, которые согласились на этот шаг, имели попытки суицида. Пытался покончить жизнь самоубийством и главный герой эксперимента, который завершил начатое в 38 лет.
Во избежание сломанных судеб, после эксперимента проводится краткая беседа между участником и исследователем, которая помогает убедиться, что испытуемый не пострадал.
Дебрифинг проводится только после потенциально опасных экспериментов, в которых есть подвох, умолчание или обман.
Дебрифинг в тренинге
Любой тренинг является бессмысленным без обсуждения его результатов, т.е. без дебрифинга. Он заключается в обучении, которое помогает размышлять о прошедших пережитых ситуациях или опыте, обнаружить новые идеи и открытия. Существует несколько периодов процесса дебрифинга: период переживания опыта, разделения такого опыта, интерпретации, обобщения, приложения, процессуальный период.
Дословно дебрифинг переводится как опрос после того, как выполнено задание. Дебрифинг в тренинге – это анализ и разбор опыта, который был приобретен участниками в процессе выполнения задания или упражнения в ходе тренинга. Целями дебрифинга могут быть: вывод всех участников тренинга из анализируемых или разыгранных ролей, снижение эмоционального напряжения, полученного после выполнения упражнений, анализ того, почему именно события складывались так, а не иначе, выявление возникших установок, чувству и перемен, соотношение игрового опыта с реальными жизненными ситуациями; анализ эффективности действий участников и наметка возможных «зон роста», наметка новых тем для размышлений и подготовка к следующему тренингу, установка взаимосвязей с предшествующими и последующими тренингами.
Дебрифинг – это обязательная ключевая фаза упражнений. Без качественного дебрифинга тренинг будет простым набором упражнений и игр. Практической пользы от тренинга не будет.
Технически дебрифинг являет собой целый ряд определенных вопросов, которые задает участникам процесса ведущий или тренер после того, как выполнение упражнения закончено. Такие вопросы должны составляться, учитывая цели и тематику упражнений. Существуют тренинги, в которых одинаковые упражнения могут применяться с разными целями.
Дебрифинг в рекламе является подведением результатов и итогов тренинга. Дебрифинг и развитие обратной связи заключается в сборе замечаний и информации: что было интересного и эффективного в ходе тренинга, что было не эффективным. Затем тренер обобщает изученное, и создает мотивацию для дальнейшего самостоятельного более глубокого изучения.
ПТСР
Посттравматическое стрессовое расстройство — тяжелое психическое состояние, причиной которого может послужить психотравмирующая ситуация.
Психическая травма может привести к пограничному состоянию. Стоит разделять психическую и психологическую травмы.
Психическая более глобальна, может иметь постоянный характер и передаваться по наследству. Психологическая — временная, человек после такой травмы относительно быстро восстанавливается, сохраняется адекватность и умение приспособиться во внешней среде.
Стрессовое расстройство характеризуется постоянным возвращением мысленно к травмирующему событию. В один из таких приступов могут возникнуть мысли о самоубийстве, так как душевные муки могут быть несовместимы с жизнью.
Пострадавший старается не возвращаться в те места, которые провоцируют воспоминания, не общаться с людьми, связанными с трагическими событиями, избегать любых разговоров на эту тему.
Первое время у человека появляется тревога, связанная с повторением событий, он постоянно находится в волнительном тонусе, что может спровоцировать соматические расстройства и болезни.
Для лечения ПТСР используют совокупность медикаментозных и психотерапевтических методов.