Как достичь состояния Дзена?
Достичь состояния дзена могут только избранные
Вход в состояние Дзена — это вовсе не игра. Последователь сосредотачивается на своей обыденной жизненной позиции. Чтобы достичь состояния дзена, должно быть все вокруг в соответствии.
- Гармоничность во всем — это самое главное.
- Вы уверены и знаете, что можете этого достичь.
- Все проблемы вокруг пропадают, особенная энергетика наполняет окружающий мир. Появляется что-то идеальное, помогающее решать проблемы.
- Ваше умение соответствует поставленным задачам — все гармонично получается. У людей, которые знакомы со спортом, такой миг называется «быть в зоне». В науке такой процесс называется «потоком».
- Вы должны почувствовать себя как во сне. В «потоке» теряется время и сознание. Вы словно растворяетесь во всем вокруг. Ребенку легче входить в состояние Дзена, взрослым — сложнее. Они понимают определение времени. Но маленькому человеку с его неустойчивой психикой сложнее вырваться обратно в быстротечность, поэтому для ребенка состояние Дзена может быть опасным.
Когда вы погрузитесь в состояние Дзена, вы поймете, что не нужно ничего планировать. Именно привычка намечать разные планы «душит» творчество в каждом из нас. Нет ничего более пробуждающего и тонизирующего, чем быть в «потоке», специально созданными своим разумом «зоне» или «белом моменте».
Семья
Коаны Дзен-буддизма: примеры
Коаны Дзен-буддизма — это небольшие повествования с вопросами и диалогами. Они могут не иметь логики, но будут понятны человеку, который хочет познать Дзен. Цель коана заключается в создании психологического импульса для ученика, который должен понять и достичь просветления. Это своего рода притча, но коан не нужно переводить или понимать, он служит к пониманию истинной реальности.
Вот примеры коанов:
Коаны Дзен-буддизма: примеры
Коан Дзен-буддизма: пример
Коан Дзен-буддизма
Не пытайтесь понять Дзен-буддизм. Он должен быть внутри вас, это истинная ваша сущность. Практикуйте самодисциплину, познавайте радость существования, верьте, принимайте и тогда вы сможете постигнуть Дзен и принять его в себя.
Основные принципы дзен-буддизма
Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье будут рассмотрены основы такого распространенного восточного учения как дзен-буддизм. Это самостоятельная религия, целью которой является постижение природы ума и мудрости. Мы рассмотрим ее основные принципы и как на практике можно постичь истину при помощи этого древнего знания.
Дзен зародился в Китае на заре VI века. Однако, только попав в Японию, учение получило широкое распространение. Произошло это лишь в VII- VIII. Главным основоположником этого направления считается Бодхидхарма, олицетворяющий просветление и буддийскую мудрость.
Основной формулой постижения природы ума является медитация, которая позволяет достичь совершенно нового уровня самосознания и просветленности.
Каков механизм работы Дзэн?
Человеческое познание идет посредством его восприятия, на которое действуют все ложные установки, что лежат внутри него. Такая суть человеческой природы образует некий замкнутый круг в понимании любой проблемы: «Я хочу понять, что за проблема, но все мое понимание подвержено действию восприятия этой проблемы на меня». Таким образом, получается, что осознание проблемы невозможно!
Пробиться через закостенелое восприятие проблемы разумом — задача психологов и медитации Дзэн-буддизма.
Как уже упоминалось ранее, медитация Дзэн — это некое отключение потока мыслей ума. Можно даже сказать, что Дзэн — это еще и снижение силы переживаний. Срабатывает простой механизм: «Если я об этом переживании не думаю, то оно на меня не действует». Отсюда разрывается цепочка: «Я хочу понять, что за переживание у меня, и я это понимаю вне влияния переживания на меня». В Дзэне человек наблюдает за миром вне своего восприятия этого мира!
Жизнь в стиле дзен
— Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?- Все потому, что я не прекращаю практику дзен.- Дзен – что это?- Ничего особого. Познать дзен – это просто. Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать — сплю. А в остальном — следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.- Но разве не все делают то же самое?- Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть — ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать — ты пытаешься решить все мировые проблемы. Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю. У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.
Задача для практикующего дзен-буддизм — увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.
Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет. Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно. Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.
Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.
Как достичь просветления в Дзен?
Философия Дзен утверждает, что бы ты ни делал в это жизни – обычная ходьба, прием пищи или просто лежите на травке или на берегу моря – никогда не забывайте, что вы наблюдатель.
И даже если мысль уводит тебя куда-то, снова вернитесь к наблюдателю. Вы можете наблюдать каждый шаг – вот вы на пляже лежите, наблюдайте себя, вы поднимаетесь и идете к морю, наблюдайте себя, вы входите в море и плывете – наблюдайте себя.
Через некоторое время вы будете изумлены, как внутренний диалог начнет замедляться и исчезать. Можно наблюдать свое дыхание или, когда идешь, наблюдай, что ты идешь.
Просто будь внутренним свидетелем. Ум и чувства будут останавливаться и останется лишь великая глубина, глубина внутреннего молчания, ты почувствуешь, что касаешься всей вселенной изнутри.
Настанет день, когда наблюдая, как ты засыпаешь ночью — твое наблюдение продолжится и во сне – тело спит, а вы наблюдаете.
Наши мысли бессознательны, наши действия бессознательны – мы как роботы движемся в этом мире. Пора становится сознательными и осознанными. И путь этот без усилий и вне деяния – просто будь свидетелем, просто будь наблюдателем.
Даже, когда придет смерть – ты просто будешь наблюдать, как растворяются элементы тела, из который состоит человек. А далее, наступает бардо ясного света, и просто наблюдая этот свет ты останешься в нирване, ты получишь просветление и освобождение во время смерти.
Дзен буддизм и Эрих Фромм
Эрик Фромм является одним из крупнейших мыслителей прошлого столетья, относится к великой философской кагорте от психологии, а также является духовным лидером Франкфуртской школы социологии. Работы этого мыслителя и по сегодняшний день пользуются огромной популярностью, так как главной тематикой проведенных им исследований было выявление сущности человеческой в качестве осуществления жизнетворческого и продуктивного начала.
В трудах мыслителя Дзен буддизм и психоанализ представляет собой стремление к сравнению нескольких философских теорий, которые довольно подробно воссоздают характерные признаки, как восточного, так и западного менталитета. В своей книге он раскрывает такие темы, как:
- духовный распад и какова значимость психотерапии;
- задачи и значимость психоаналитического учения по Фрейду;
- человеческое благосостояние через призму психологического формирования;
- основа сознательного, а также изгнание и пересиливание вытеснения;
- принципы одного из направлений буддийского вероучения;
- пересиливание вытеснения и прозрение.
Философия Дзен буддизма в двух словах — это учение не основывается на умственных способностях, текстах и философии, а напрямую указывает на природу пророка и просветленного в каждом из людей.
Смотрите еще виедо рассказ о дзен учении:
Про Дзэн
В Китай учение попало из Индии. Главным распространителем концепции стал Бодхидхарма. В дальнейшем Дзен популяризировался в дальневосточных странах, таких как Япония (дзен), Вьетнам (тхиен), Корея (сон) и Китай (чань).
Развитие учения было самостоятельным. Дзен сохранил одну суть, но получил определенные особенности в стиле практики и учения. Например, японский дзен представляют школы: Сото, Фукэ, Обаку, Риндзай. К учению относится примерно 20% всех буддийских японских храмов.
В дзен в процессе достижения сатори делается акцент не только на сутрыу или священные писания, но и на объективном познании реальности с помощью изучения своей природы на уровне интуиции.
В дзене каждый способен достичь сатори. Учение имеет четыре принципиальных отличия:
- Специальная концепция без применения священного писания.
- Нет неоспоримого авторитета словесных и письменных учений.
- Главное условие пробуждения – постижение своего подлинного «Я».
- Передача происходит посредством прямого указания на бытие – от сердца к сердцу.
Дзен-цитаты:
- «Если изучишь собственную природу, то станешь Буддой»
- «Прямо указывай на человеческое сердце»
- «Передавай традицию без поучений»
- «Не создавай письменных наставлений».
Согласно поверью, основоположником дзена стал создатель буддизма. Это Будда Шакьямуни, живший в V в. до н. э. Основатель учения как-то поднял перед своим учениками цветок, а затем улыбнулся. Но данный жест был не понят людьми, кроме Махакашьяпы. Последний ответил создателю тем же, то есть, он тоже поднял цветок, и тогда на его лице появилась улыбка. Именно в этот момент Махашьяпа пробудился. Причем это состояние ему передал Будда без слов или письма. Впоследствии это явление назвали «Цветочным учением Будды».
По дзену именно после этой истории возникла традиция передачи пробуждения без поучений от создателя буддизма к ученику. Подобный образом знания дзен передавались в Индии на протяжении 28 лет от Махакашьяпы до Бодхидхармы. Последний стал основоположником буддийской школы созерцания и первым патриархом Чань в Поднебесной.
Бодхидхарма сказал: «Наш учитель непосредственно передал дзен, что никак не относится к изучению святых писаний». Так, в соответствии с дзен постичь подлинную суть буддизма можно только при углубленном самовосприятии — «смотри в свою природу и будешь, как Будда». Поэтому дзен можно получить только при самопознании или от учителя к ученику.
Некоторые чаньские наставники нарочито сжигали священные письмена и сутры, чтобы акцентировать внимание учеников на непосредственной передаче знаний. В ранний период даже запрещалось говорить о передаче дзен через символы
Учение переходит только от учителя к ученику, то есть от сердца к сердцу.
Дзен представляет собой «печать ума или сердца», которую невозможно отыскать в писаниях, так как пробуждение не базируется на словах. Это особый вид передачи дзен без привязки к символам. Он не может выражаться речью. Это безмолвное общение, позволяющее буддистам распространять учение из поколения в поколение.
Дзен-буддизм — книги
Каждая религиозная школа и методика научного познания имеет свои литературные труды, позволяющие понять его концепцию даже неискушенным новичкам. Философия дзен также предполагает знакомство с целой библиотекой книг, в которую входят:
- Коллектив авторов с комментариями Алексея Маслова «Классические тексты дзен». В одну книгу вошли работы первых наставников чань-буддизма, которые затрагивают все сферы человеческой жизни – как в древности, так и в современной жизни азиатских стран.
- Сюнрю Судзуки, «Сознание дзен, сознание начинающего». Она раскрывает содержание бесед опытного наставника с его американскими учениками. Сюнрю удалось не только осмыслить, что такое дзен, но и научиться сосредотачиваться на главных целях.
- Вон Кью-Кит, «Энциклопедия дзен». Книга посвящена трудностям понимания бытия, простейшему уяснению его закономерностей и понятий. Путь дзен, по мнению автора, завершается мистическим опытом переживания Абсолюта – вспышки постижения вне времени и пространства.
- Тит Нат Хан, «Ключи дзен». Работа японского автора содержит исключительно комментарии к сутрам и коанам южного буддизма.
- Миямото Мусаси, «Книга пяти колец». Воин Мусаси 300 лет назад написал монографию об управлении государством, людьми и собственными эмоциями. Средневековый вехтовальщик считал себя учителем дзен, поэтому книга написана в формате беседы с учениками-читателями.
/youtube.com/watch?v=bOP5vaHTvuw%250D
Особенности дзен-буддизма
В дзен преобладает иррациональность, необъяснимость и абстрактность логики. Мастер Энго, отвечая на вопрос «Что такое дзен?», выразился следующим образом: — он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте. Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Великая истина Дзэна живёт в каждом. Загляните внутрь и ищите её там, не прибегая к чьей-либо помощи.
Ещё один наставник дзен ответил на тот же вопрос так: «Пить чай, есть рис, я провожу своё время естественно, любоваться потолком, любоваться горами. Какое безмятежное спокойствие и чувство!»
Подобный уровень осознания проявляется именно таким образом. Человек больше не находится в хаосе мыслей, страхов и беспокойства, он свободен от ума и иллюзорного восприятия.
Дзен-буддизм всячески отрицает логику и всевозможную рациональность, в то же время не препятствуя ей и не противопоставляя, так как это уже будет признаком вовлечённости в процесс и автоматически подверженности им.
[mk_blockquote style=»line-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Дзен отрицает суть всех вещей, проявляя, таким образом, наивысшую форму утверждения.
Такое отношение к идеям призывает не привязываться к мыслям, чувствам и образу себя, а освобождает от зависимости и обусловленности восприятия. Умом сложно понять некоторые постулаты, но это и не требуется. Дзен-буддизм против попыток что-то объяснить словами, обвешать ярлыками и рационализировать.
Истина находится вне ума. Её нельзя понять, а только осознать, поэтому дзен не учит, а только указывает путь. Нужно не домысливать, а развивать осознание через практику – любые попытки отклониться в сторону философии категорически пресекаются, порой даже в очень грубой форме вплоть до физического воздействия.
Принципы
Дзен-буддизм нельзя подвести под какую бы то ни было формальность. Это путь освобождения, но никак не философия, не психология и не наука. Дзен проявляется во всем, что окружает человека. Это роднит его с даосизмом, йогой и некоторыми другими восточными знаниями.
Основные принципы дзен-буддизма можно сформулировать следующим образом:
- Становление «буддой» через созерцание своей природы.
- Человеческое сознание – вершина всего.
- Неприемлемость священных текстов, их особая трактовка.
- Отказ от слов и текстов, применимых в качестве базы знания.
Эти четыре идеи описывают философию религии в мировой традиции и четко ограничивают учение от других направлений буддизма.
Это положение предполагает созерцание собственной природы для достижения особого уровня сознания. Основываясь на священных текстах, человек, практикующий этот принцип, не стремится стать Буддой, так как это не является конечной целью учения.
Однако Будда не воспринимается высшим разумом, как Господь или Аллах, он не стоит сверху человека, он «рассеян по миру». Его частичка находится в каждом из живущих людей, растений, животных и любых окружающих предметах.
Дзен-буддизм призывает видеть природу «открытым сознанием», воспринимать себя и окружающее пространство как часть великого целого организма. Главная цель – достижение сатори, как особого состояния ума, посредством медитации.
Внутренняя гармония и спокойное состояние ума – постоянная индивидуальная работа над своим разумом. Дзен учит, что у каждого человека свой путь избавления и своя дорога, пройдя которую можно достигнуть просветленного сознания.
Избавляясь от внутренних конфликтов и противоречий, последователь постепенно обретает дар отличать «зерна от плевел» и перестает беспокоиться о мелочах, живет более осознанно, созерцая мир вокруг и внутри себя.
Тексты и книги применяются только на первом этапе обучения последователя. Они помогают узнать основные интеллектуальные моменты буддийской философии. Дальнейшее углубленное изучение специальной литературы, по мнению учителей, напротив, помешает ученику постигать знания.
Однако не стоит считать, что цель – намеренное совершенствование себя и своего характера. Все изменения, происходящие с последователем, случаются спонтанно, в свое время.
Дзен – ветвь буддизма
Она отличается большой практической направленностью, поэтому так важно общение ученика и учителя. Концепция претендует на связь с буддизмом, однако, его последователи не изучают сутры и шастры, считая их не более чем ненужными бумагами
Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности)
Очень важно, что дзен не практикует уход от мира, а помогает жить и взаимодействовать с окружающими