Понятие общения

Формы делового общения

Различают несколько форм деловых коммуникаций, которые соответствуют определенным требованиям профессиональных ситуаций. К ним относят: деловую переписку, беседу, совещание, переговоры, публичное выступление, пресс-конференцию и спор.

Деловая переписка относится к непрямому виду коммуникаций, который реализовывается посредством письменной речи (приказы, письма, запросы, постановления и т.д.). Различают деловую переписку внутри учреждения (предприятия), для организации и между организациями.

К деловой беседе относят обсуждения всевозможных рабочих нюансов и процессов для вынесения важного решения или с целью обсуждения деталей. Для проведения делового совещания собирается рабочий коллектив фирмы, предприятия, организации или отдельно руководящий состав, некоторые отделы для решения насущных проблем, планирования дальнейшей деятельности и постановки задач

Для проведения делового совещания собирается рабочий коллектив фирмы, предприятия, организации или отдельно руководящий состав, некоторые отделы для решения насущных проблем, планирования дальнейшей деятельности и постановки задач.

Публичное выступление является подвидом делового совещания, в процессе которого один субъект занимает позицию лидера и освещает важную проблему, делится информацией с определенным кругом лиц. Главное при этом, чтобы выступающий имел полное и развернутое представление о теме и содержании разговора, обладал необходимыми личностными качествами, которые позволили бы ему донести тему выступления до аудитории.

В ходе деловых переговоров обязательным итогом общения должно стать нахождение решения и его принятие. В процессе переговоров каждая из сторон имеет собственную позицию и направленность взглядов, а результатом становится заключенная сделка или подписанный контракт.

Пресс-конференция подразумевает встречу официальных лиц (например, руководителей, представителей власти, бизнесменов, политиков и т. д.) с представителями средств массовой информации для информирования социума по актуальным и волнующим вопросам.

Далеко не все вопросы в ходе деловых коммуникаций можно разрешить без возникновения спора, но он зачастую может только усложнить ситуацию вследствие того, что индивиды ведут себя не всегда профессионально и слишком увлеченно, эмоционально отстаивают собственную позицию.

Формы делового общения охватывают все ситуации, возникающие в ходе профессиональной деятельности. Роль общения в профессиональной деятельности заключается в упорядочивании процессов коммуникативных взаимодействий в границах деловой среды.

Функции общения

Функции по целям общения:

  • контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче информации и поддержании взаимосвязи;
  • информационная — приём и передача информации в ответ на запрос;
  • побудительная — целевая стимуляция активности;
  • координационная — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;
  • функция понимания — адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;
  • эмотивная — обмен эмоциями;
  • функция установления отношений — фиксация своего места в социуме;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Подходы к пониманию общения в психологии

В отечественной
психологии принят тезис
о взаимосвязи, единстве общения и
деятельности.

Он вытекает из понимания общения как
реальности человеческих отношений.
Любые формы общения есть специфические
формы совместной деятельности людей:
люди не просто
«общаются» в процессе выполнения ими
различных общественных функций, но они
всегда общаются в некоторой деятельности
,
даже в процессе «недеяния». Таким
образом, общается всегда деятельный
человек: его деятельность неизбежно
пересекается с деятельностью других
людей. Но именно это пересечение
деятельностей и создает определенное
отношение этого деятельного человека
не только к предмету своей деятельности,
но и к другим людям.

В психологии
признается целесообразным широкое
понимание связи деятельности и общения:
общение рассматривается и как сторона
совместной деятельности, и как ее
продукт. Известный социальный психолог
Г.М.Андреева утверждает: посредством
общения деятельность организуется и
развивается.

В психологии
установлено, что общение представляет
собой сложный и многогранный процесс,
оно есть образование, в котором можно
выделить отдельные стороны, т.е. описать
его структуру.

При характеристике
структуры общения в ней выделяют три
взаимосвязанные стороны: коммуникативную,
интерактивную и перцептивную.
Эти
стороны общения определяются в качестве
функций, которые общение реализует в
совместной жизнедеятельности людей.

Коммуникативная
сторона общения, или коммуникация,
состоит в обмене информацией между
общающимися индивидами.

Интерактивная
сторона заключается в организации
взаимодействия между общающимися
индивидами, т.е. в обмене не только
знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная
сторонаобщения
означает процесс
восприятия

друг друга партнерами по общению и
установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной
действительности каждая из этих
сторон
не
существует изолированно от других и
выделение их
возможно
лишь
при анализе. Все обозначенные здесь
стороны общения выделяются и проявляются
в случаях организации общения в малых
группах, т.е. в условиях непосредственного
контакта между людьми.

В психологии
отсутствует общепринятое определение
общения. Как правило, используется
описательное определение Б.Д.Парыгина,
указывающее на основные стороны (функции)
общения. Общение
– это «сложный и многогранный процесс,
который может выступать в одно и то же
время и как процесс взаимодействия
индивидов, и как информационный процесс,
и как отношение людей друг к другу, и
как процесс их взаимовлияния друг на
друга, и как процесс сопереживания и
взаимного понимания друг друга».

Вопросы сообщества

Кроме того, наше чувство общности меняется по мере того, как физический радиус нашей повседневной жизни сокращается и мы становимся более осведомленными о соседях и даже зависимыми от них. Станут ли магазины на углу дома снова основной частью общественной жизни?

Фото: Максим Платонов

В то же время наши отношения с нашими домами и наше собственное чувство домашнего уюта усилились за счет расхламления, стихийного рисования и садоводства. Люди, живущие в общих со своими соседями квартирах, чувствуют себя более взаимозависимыми, а отношения кажутся более интимными. Приготовление пищи становится все более важным событием для того, чтобы структурировать день вокруг, поскольку люди массово учатся печь хлеб на закваске, а затем переходят к следующему увлечению.

Действительно, резкие скачки продаж велосипедов, садовой утвари, поделок и вообще электронных покупок могут многое рассказать нам о нашей зарождающейся потребительской культуре коронавируса.

Как мы будем собираться в общественных пространствах? Будут ли люди принимать пищу на открытом воздухе, когда температура упадет? Будет ли социально приемлемым для взрослых распивать в общественных парках? Какой будет эта неловкость при принятии решения о том, кого включать и кого исключать из групп по шесть человек?

Семейные узы будут поддерживаться альтернативными способами, такими как WhatsApp группы и ZOOM-звонки. Поначалу вы с энтузиазмом делали это, но теперь, для поддержания связи, как часто следует делать эти звонки? Когда это должен быть видеозвонок, а когда обычный звонок? А еще есть практика пересылки мемов и простых текстовых сообщений, таких минимальных обязательств, которые тем не менее поддерживают родство.

Все эти новые практики строятся вокруг новых форм изоляции, одиночества, беспокойства и чувства вины. Что мы будем делать с новогодними праздниками? Как будет происходить обмен подарками? Какие инновации произойдут по мере того, как мы будем искать новые пути достижения цели? Какие новые формы одиночества и страдания, единения и радости откроем мы для себя?

Фото: Максим Платонов

Зачем человеку общение: простая формула успеха

Потребность людей контактировать друг с другом проявляется в их образе жизни. С рождения они находятся среди подобных им личностей (семья).Со временем попадают в различные виды общества:

  • детский сад;
  • школу;
  • учреждение для профессиональной подготовки;
  • на работу.

Человек, лишенный общения, никогда не станет цивилизованной личностью. Это доказывают реальные случаи детей «маугли», у которых были серьезные психические нарушения. Ведь они, появившись на свет, не имели контакта с людьми. Никому не хочется напоминать Homo sapiens лишь по внешним признакам.

Ежедневный контакт с позитивными личностями помогает ощутить приятные эмоции. Восточная мудрость гласит: «Радуйтесь с радующимися». И действительно, теплые слова ободрения наполняют сердце счастьем. А похвала побуждает к действию.

Регулярное общение с людьми старшего возраста дает возможность приобрести жизненный опыт. Нередко наставления родителей влияют на детей всю жизнь. В результате они становятся успешными людьми.

Чтобы понять, зачем человеку общение, важно разобраться в ее практической пользе

Зачастую она проявляется в таких жизненных аспектах:

  • установление эмоционального баланса;
  • постоянное ощущение личности в социуме;
  • возникновение новых идей;
  • чувство удовлетворения.

Исследования показывают, что благотворное общение помогает людям делиться различными моментами своей жизни. Оно дает возможность быстро переключиться от проблем, мрачных мыслей и всевозможных тревог. Когда человек открывает свое сердце другу, он чувствует истинную свободу. Его проблемы утрачивают свою тяжесть практически в 2 раза.

Благодаря общению человек чувствует себя полноценным членом современного общества. Он осознает свою значимость, поэтому не страдает заниженной самооценкой. Зачастую после доверительного разговора с другом, улучшается общее эмоциональное состояние. В чем же заключаются основные функции общения, которые являются движущей силой развития человека? Рассмотрим подробно этот вопрос.

Психология делового общения

В психологическом плане коммуникационное взаимодействие одновременно является обменом действиями, мыслями, эмоциональными переживаниями, чувствами и направленностью личности на саму себя, собственную душу, совесть, мечты.

Деловое общение можно считать процессом, который основывается на воспитании и самовоспитании. Это форма личностного творчества, способствующая выявлению и развитию лучших сторон личности индивида.

Психология и этика делового общения – это составные части комплекса наук, которые опираются на базовые категории и принципы большинства наук.

Эффективность делового коммуникационного взаимодействия, в первую очередь, обусловлена деятельностью субъектов. Такая деятельность обладает социально значимым эквивалентом, который может измеряться, в конечном итоге, таким ценностным и важным показателем, как денежные ресурсы.

Деловое общение помогает установлению связей и развитию отношений, направленных на сотрудничество и партнерство между сослуживцами, начальниками и подчиненными, компаньонами, соперниками и конкурентами. Специалист, не говоря уже о руководителе, никогда не будет успешен в деятельности, если не будет владеть хотя бы азами делового общения. Коммуникационное взаимодействие требует от индивида высокой психологической культуры.

Успешное деловое общение также нуждается в постоянном изучении и учете эмоциональных сторон отношений. Часто люди бизнеса считают, что чувствам нет места в делах, однако они сильно ошибаются. Ведь не обращая внимания на чувства и эмоциональные переживания сотрудников, можно довести коллектив до серьезных конфликтов, которые будут дорого стоить предприятию. Разум и эмоции являются неразрывными составляющими субъекта. Во время коммуникационного взаимодействия с партнером или коллегой на их органы чувств поступает множество различных сигналов.

Существуют определенные приемы, при помощи которых можно обратить расположение собеседника в свою сторону. Прием «имя собственное» основан на обязательном произнесении вслух имени собеседника. «Зеркало отношения» означает, что улыбка на лице вызовет ответную улыбку, а угрюмая гримаса, наоборот. Приятное выражение лица притягивает расположение собеседника. Комплименты – это «золотые слова» любой беседы. Они содержат незначительное преувеличение достоинств, которые представляет в себе собеседник. Однако нужно отграничивать комплименты от грубой лести, которая заключается в сильном преувеличении достоинств собеседника.

В психологии делового общения немаловажным является использование способов воздействия на собеседников при помощи речи. Деловое общение и речь при нем имеет определенную специфику. При коммуникационных взаимодействиях речевым характеристикам уделяется 90% внимания собеседника, когда как, например, при межличностных – 50%, а то и меньше. К ее основным характеристикам относят:

словарный запас, который делает беседу более яркой, насыщенной, аргументированной, доступной, убедительной;

состав речи, который позволяет использовать профессиональные термины вместо жаргонизмов;

грамотность;

произношение и интонация.

Нужно понимать, что имеет значение не только, что именно говорит субъект, но и как он это говорит; невербальные составляющие, к которым относится поза говорящего, его мимика и жесты.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Примеры

  • Когда долго общаешься с четвероногими питомцами, получаешь огромный заряд энергии и хорошего настроения.
  • Скажи мне, как долго ты общаешься с ним по телефону?
  • Помогаешь им, сотрудничаешь, тесно общаешься с ними, а они забудут тебя, как только будет убран трап самолета.

1.2 Характеристики общения

1.2 Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми

Зависимость психологического развития человека как личности зависит от его общения с другими людьми. Если человека лишить возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике могут появиться определенные отклонения: слабое развитие речи; отсутствие необходимых коммуникативных умений и навыков; слабое развитие интеллекта; недоразвитие чувств.

Слабое развитие речи в условиях дефицита общения с людьми вызывается тем, что основным источником речевого развития человека являются люди, с которыми он общается. В раннем детстве ребенок осваивает речь путем прямого подражания взрослым людям, с которыми он повседневно общается. Начиная примерно с 3-х летнего возраста речевое развитие ребенка идет под воздействием многих других людей, с которыми он вступает в общение.

Став взрослым, человек продолжает развиваться в речевом плане через общение с людьми и другие источники речевого развития, например, книги, становятся доступными для него также через общение. Если с раннего детства ребенок испытывает дефицит общения с людьми, если этот дефицит продолжает существовать в дальнейшем, то у данного человека неизбежны недостатки в речевом развитии.

Если человек испытывает дефицит общения с другими людьми, у него не могут в достаточной степени развиться коммуникативные навыки и умения. В лучшем случае, данный человек будет обладать некоторым сравнительно примитивным набором невербальных средств общения, которые передаются по наследству. При этом у него не будет вербальных средств общения, связанных с человеческой культурой, а так же вербальных средств общения, связанных со знанием и использованием языка.

Что касается слабого развития интеллекта, то оно выступает как результат дефицита общения человека с людьми по следующим причинам. Во-первых, по причине слабого развития речи, во-вторых, по причине того, что человек лишается возможности обучаться на примере других людей, с более развитым, чем у него самого, интеллектом. В начале своего развития дети, играя вместе с другими детьми или людьми или занимаясь вместе с ними какими-либо делами, решают совместно, в непосредственном общении разнообразные задачи. Взрослые люди и более опытные партнеры по совместной деятельности демонстрируют ребенку способы решения задач, объясняют их и помогают овладеть ими. Ребенок развивает свой интеллект не только подражая другим людям, но и под их руководством, что исключено, в случае отсутствия активного общения. Примерно то же самое характеризует и интеллектуальное развитие взрослых людей.

Недоразвитость чувств выступает как следствие недостатка общения с людьми по следующим причинам. Когда люди находятся вместе и тем более, когда они общаются друг с другом, то переживания одного человека непосредственно передаются другому, который ему сопереживает. Это происходит за счет особого социально-психологического механизма прямого эмоционального воздействия людей друг на друга, которое известно как «заражение». Эмоционального заражения не происходит, если люди не общаются. Кроме того, через другой механизм обучения, — «подражание», люди общаясь и наблюдая друг за другом, учатся переживать, то есть, в соответствии с культурными нормами выражать свои чувства.

Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в гермокамере ведет, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и т.д. Однако при этом, серьезные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции только при отсутствии целенаправленной деятельности и при значительной гиподинамии.

Интересным и полезным материалом для понимания того, как действует на человека изоляция, являются свидетельства людей, добровольно или случайно очутившихся в ситуации оторванности от общества и лишенных межличностного общения. Все они в условиях изоляции вскоре начинают говорит вслух. Сначала это своего рода комментарии уведенного или происходящего. Потом появляется потребность обратиться к кому-нибудь или чему-нибудь; некоторые разговаривают сами с собой: подбадривают, дают советы, отдают команды, задают вопросы.

Основная причина такого поведения человека, заключается в том, что у него нет возможности для удовлетворения потребности в общении. Поэтому он компенсирует отсутствие реального межличностного общения представляемым и воображаемым.

Суть общения, цель, функции

Социологи считают, что межличностные коммуникации – это отличный способ передать другим людям общественный опыт и культуру. Отечественные психологи поддерживают мысль, что целью общения является создание единства между обменом информацией и деятельностью в обществе. Но совершить обмен нереально, если между людьми отсутствует понимание, ведь оно помогает добиться успеха и наладить тесный контакт.

Важно! Поэтому понимание является главной целью межличностных контактов. Именно от него зависит результат коммуникаций

Цели общения

Общение в жизни человека выполняет 8 основных функций.

Контактная

Чтобы понять, что значит контактная функция, и для чего она нужна, достаточно вспомнить главный страх человека – боязнь быть непонятым.

Важно! Этот барьер препятствует установлению близких и длительных взаимоотношений с людьми. Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание

Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание.

Информационная

Информационная функция отвечает за формирование, передачу и прием информации. Реализуется она в несколько этапов:

  • вначале выравниваются различия в информированности индивидов, которые нацелены на вступление в психологический контакт;
  • затем происходит передача убеждений, мыслей, фактов, и делаются выводы об услышанном;
  • на третьем этапе формируется желание понять собеседника.

Эта функция общения важна, так как сообщения, замыслы, решения и мнения помогают наладить понимание между контактирующими субъектами.

Побудительная

Побудительная функция позволяет стимулировать человека на активные действия. В этом случае общение позволяет управлять людьми.

Дополнительная информация. В современном мире эта функция используется во всех сферах деятельности для манипуляций.

Рекламные ролики – яркий пример успешной реализации функции.

Координационная

Координационная функция позволяет людям заниматься совместной деятельностью. Благодаря ей, группа лиц может согласовать свои действия и эффективно выполнить поставленную задачу. Если функция будет реализована некачественно, такое общение принесет разочарование и убытки.

Эмотивная

Благодаря эмотивной функции, люди способны возбудить в партнере необходимые эмоциональные переживания, а также осуществить изменение собственного состояния.

Если способы эмоционального регулирования у партнеров различны, то эффективная реализация этой функции в общении будет невозможна, и люди столкнуться с недопониманием и конфликтами.

Функция понимания

Терминология слова «понимание» связана с такими понятиями, как «значение» и «смысл». Исходя из этого, главная задача этой функции заключается в том, чтобы объяснить двум контактирующим людям цель их общения, а также дальнейшее развитие событий. Также понимание позволяет партнерам узнать друг друга и в будущем предугадывать поведение, установки и состояние собеседника.

Функция влияния

Функция влияния похожа на побудительную функцию. Главная ее цель – изменить поведение, состояние, личностно-смысловые образования собеседника.

Важно! Для реализации функции могут использоваться разнообразные психосоциальные приемы воздействия. Использоваться она может как в позитивных, так и негативных целях

Функция отношения

Функция управления отношениями позволяет индивиду осознать и зафиксировать свое место в деловых, статусных, межличностных связях. При помощи нее у человека появляется свой круг интересов, важных и нужных людей, а также знакомства для каких-то конкретных дел.

Общение это…

В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то

Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.)

Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:

  1. Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра. Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
  2. – это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.

    У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.

  3. Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности. Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.

Поиск по содержимому

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: